Пещера Альтамира – Сикстинская капелла эпохи палеолита

Пещера Альтамира – Сикстинская капелла эпохи палеолита

Открытие пещеры Альтамира изменило взгляды на доисторического человека, которые бытовали вплоть до конца XIX века: полагалось, что он не был способен создавать художественные произведения, не имея для этого ни навыков, ни технических средств.

Вход в пещеру, расположенную в двух километрах от кантабрийского городка Сантильяна-дель-Мар, обнаружили случайно: в 1868 году рабочий местного завода Модесто Кубильяс пошел на охоту со своей собакой, которая и нашла небольшую трещину, позволившую попасть в пещеру. Кубильяс рассказал о пещере соседям, но новость не произвела особого эффекта – в этом регионе полно карстовых пещер. Рабочий сообщил о пещере и местному аристократу – Марселино Сансу де Саутоуола, который увлекался палеонтологией и считался эрудитом, но тот впервые посетил пещеру только в 1875 или 1876 году: тогда он осмотрел ее целиком, но не придал особого значения рисункам, приняв их за абстрактные изображения.

24 сентября 1879 года Саутуола снова приехал в пещеру Альтамира, на этот раз в компании своей восьмилетней дочери Марии, которая находилась под впечатлением Всемирной выставки в Париже и хотела найти в пещере кремень и древние кости. Именно девочка сделала настоящее открытие: на потолке в боковом зале она обнаружила рисунки. Саутуола впечатлился изображениями странных животных – бизонов, оленей, кабанов – и в следующем году опубликовал небольшой трактат в научном журнале, где рассказал о доисторических рисунках и продемонстрировал некоторые изображения. Ведущие ученые-палеонтологи того времени – французы Cartailhac, Mortillet и Harlé – не приняли всерьез сообщение испанца и решили, что изображения созданы современным художником среднего дарования.

Но постепенно начали находить другие пещеры с похожими рисунками. В 1895 году, после обнаружения пещеры La Mouthe во Франции, Émile Cartailhac – главный оппонент Саутуолы – посетил Альтамиру и изменил свое к ней отношение: он признал, что наскальные рисунки в пещере были созданы в эпоху Палеолита.

Сегодня установлено, что графические и живописные изображения созданы в период между 35 600 и 13 000 лет назад. Стиль принадлежит франко-кантабрийской школе, для которой характерна реалистичность фигур – животных и людей. Одни изображения черно-белые, красные или цвета охры, а для других использовалось сразу несколько цветов. Нарисованы они углем или смесью различных минералов с водой или жиром животных, а в качестве кистей использовали пальцы, тампоны и даже полые кости, сквозь которые выдували краску на стены пещеры.

Размеры пещеры относительно невелики – всего 270 метров в длину, температура в ней в течение всего года сохраняется на уровне 13,5–14,5 ºC, а влажность составляет 94–97%. Пещере Альтамира был присвоен почетный титул «Сикстинская капелла» древней эпохи, и в 1985 году она была причислена к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2008-м в этот список вошли и другие пещеры, расположенные в Стране Басков, Астурии и Кантабрии.

В начале 1970-х пещеру посетило более 173 000 человек, что отрицательно сказалось на сохранности изображений, и пещеру закрыли до 1982 года. Затем ее снова открыли, но количество экскурсий ограничили до 8500 человек в год. А с 10 апреля 2015 года посетить пещеру в сопровождении двух гидов могут только 5 человек один раз в неделю, и продолжительность визита не превышает 37 минут. Для массовых посещений в 2002 году была создана точная копия пещеры Альтамира – Neocueva, которую ежегодно осматривают около 250 000 человек. Также копии наскальных изображений можно увидеть в Национальном археологическом музее в Мадриде и в Немецком музее в Мюнхене.

Читайте новости Испании теперь и в Telegram – tele.click/espanarusa_news. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе ключевых событий первыми!

Источник